Сможет ли русский взглянуть на мир глазами китайца: что ищет бизнес в Го
Если ты большой, то к тебе обязательно придут – эта фраза одинаково понятна и российскому бизнесу, и знатокам китайских стратегем. Сближение России с Востоком сегодня достигает определенных исторических вершин, необходимость взаимного коммуницирования, узнавания культур очевидна. Как это сделать? Русскому человеку китайцем не стать, но может ли он посмотреть на мир глазами китайца, попытаться понять его ментальность? В китайской стратегической философии есть уникальная игра Го («окружать камнями»). Михаил Емельянов, вице-президент Федерации Го, ведущий инструктор Русской Школы Го и Стратегии, рассказал, как «камни» помогают решать конкретные проблемы — в бизнесе и жизни.
Среди предпринимателей популярно утверждение, что бизнес — не только про деньги. Знатоки Го говорят – это далеко не просто игра. Погрузиться в стратегию Древнего Китая предпринимательскому сообществу предложило тульское отделение «Деловой России».
Андрей Мазов, председатель тульского отделения «Деловой России»:
— Мы давно планировали, хотели организовать встречу с бизнес-сообществом тульского региона в ином формате, искали и обдумывали разные варианты. Сегодня мы, разумеется, не претендуем на проведение каких-то масштабных турниров, но считаем полезным всем вместе познать азы технологии развития мышления и моделирования решений в условиях неопределенности, очень близких сегодняшним реалиям.
Го — один из ключевых факторов, определяющих мировоззрение человека Востока. Когда-то это была игра императоров и элит Азии, сегодня ее начинают осваивать отечественные бизнесмены и политики. В Го играют председатель КНР Си Цзиньпин, руководители крупнейших компаний — Alibaba, Huawei, Samsung, Xiaomi.
Михаил Емельянов донес до участников правила Го. В распоряжении игроков имеется доска с 361 пересечением и 180 камнями. В начале игры поле остается пустым, игроки ходят по очереди, ставя камни на любой перекресток на доске, выстраивая позиции силы, одновременно стремясь окружить и захватить камни противника. Задача — огородить максимальную территорию и защитить ее от вторжений соперника. Игра заканчивается, когда не осталось возможности расширить границы своих владений, и вся территория поделена между игроками. На первый взгляд, правила кажутся простыми. Но куда сложнее стратегия, «зашитая» в Го. Считается, что комбинаций в игре больше, чем атомов в наблюдаемой Вселенной.
Твой проигрыш — только твоя ответственность, думай, как противник, будь миролюбивым до тех пор, пока на твою территорию не посягают — Михаил Емельянов на протяжении обучения игре параллельно раскрывал стратегические советы, применимые и к бизнесу. А заодно ответил на вопросы «Бизнес-журнала. Центр».
— Можно ли стратегию Го внедрить в ментальность россиянина? Скажем, способен ли русский человек стать китайцем по мышлению?
— Умение походить в чужой обуви очень полезно для любого человека, в том числе бизнесмена. В этом смысле посмотреть на мир глазами китайца — интересный и продуктивный опыт. Это не означает, что мы в себе должны провести какую-то перекройку, это больше похоже на шлем некой дополненной реальности, когда мы вдруг начинаем видеть идеи или подходы, которые раньше не рассматривали. Окунувшись в восточную философию и культуру, понимаешь, что в ситуации, в которой мы бы пошли на конфликт, можно договориться, а там, где спасовали, возможно, получилось бы заработать.
— Но русскому китайцем не стать?
— Не стать: мы более гибкие и открытые к восприятию нового, китайцы совсем другие. Посмотрите, культура Китая — это культура запоминания, работа с шаблонами, оттачивание этих шаблонов. Чтобы поступить в китайскую школу, надо знать наизусть 1000 иероглифов, у нас требуют, чтобы ты головой работал. Поэтому мы можем смотреть глазами европейцев, арабов, глазами китайцев — это одно из наших конкурентных преимуществ. Русские умеют делать бизнес со всем миром. Китайцы в этом смысле более закрытые. Их культура, в том числе Го, помогают эту закрытость преодолевать.
— Вы сегодня произнесли много интересных выводов, ярких фраз, одна из них очень созвучна сегодняшним бизнес-реалиям: если ты большой, к тебе обязательно придут. Но вы сказали эту фразу применительно к Го. А дает ли стратегия игры практические ответы бизнесу на его вопросы?
— Мы все любим таблетки — от того, от другого. И когда мы подходим к разработке, например, какой-то бизнес-стратегии, мы тоже пытаемся использовать таблеточный подход. Это абсолютно нормально и естетственно — искать быстрое решение. Го здесь может подсказать, где искать. Но, в первую очередь, стратегические игры меняют качество нашего восприятия. Задача здесь в том, чтобы не заболеть, не оказаться в положении, когда нужна та или иная таблетка. Стратегическая игра развивает нейропластичность, помогает лучше ориентироваться в незнакомых ситуациях, выбирать наиболее удачные решения, понимать, когда действовать, когда ждать. Это основная функция Го. На базе такого понимания мы можем формировать конкретные практические шаги и решения, которые могут выходить за рамки игры.
Есть компании, которые брали определенные идеи из Го и увеличивали оборот на миллиарды рублей. Но это был, скорее, не механический перенос, а нахождение идеи, которая раньше была не видна. В каких-то случаях можно взять готовое решение, разложить его на доске и понять, что делать. Но в большинстве своем Го — школа принятия выигрышных решений. Если в игре человек это умеет, то и в жизни, безотносительно к игре, может находить верные решения, действие мозга здесь одинаково.
— Очевидно, в мировой истории есть события, спланированные, соответствующие парадигме Го?
— Таких примеров очень много в истории Востока. Например, объединение Китая в единое государство почти 2 тыс. лет назад буквально разрабатывалось на доске Го. И для китайцев абсолютно естественно относиться к Го, как к зеркалу стратегической реальности. Используя метафоры Го, мы можем рассмотреть многие сражения и в нашей истории. Я делал анализ Сталинградского сражения, где знаменитый полководец Василий Чуйков сумел повторить тот же принцип, который заложен в игру — борьба малой группы против превосходящего противника. Это в данном случае совпадение, все стратегии универсальны. Но мы знаем о том, что некоторые наши полководцы изучали Сунь-цзы, а стратегия Сунь-цзы напрямую связана с Го. Из сферы бизнеса мы можем найти несколько компаний, руководители которых проникнуты концепциями Го, воспитывались в этой культуре. Знание стратегем помогает им понять логику и язык делового общения с китайскими партнерами, находить те ключевые посылы, которые действительно стали ключом к «строптивому» сердцу китайца.
— С учетом нашего поворота на Восток наблюдаете ли вы заинтересованность управленцев, бизнеса в познании философии китайской игры?
— Мы за то, чтобы как можно больше российских бизнесменов знакомились с философией китайской стратегии, и российский бизнес хочет искать этот общий язык. Для китайцев также важно изучать нас, но так как они более закрытые в силу своего менталитета, то мы здесь должны делать первый шаг. Важно, чтобы китайцы и русские видели, что по большому счету у нас одинаковое представление о выгоде, о добре и зле, о том, что мы хотим развивать компании, строить экономику. Тогда многие барьеры начнут сниматься. Чем больше мы найдем таких точек входа — Го, музыка, неформальная коммуникация — тем лучше для всех.