Среди предпринимателей популярно утверждение, что бизнес — не только про деньги. Знатоки Го говорят – это далеко не просто игра. Погрузиться в стратегию Древнего Китая предпринимательскому сообществу предложило тульское отделение «Деловой России».
Андрей Мазов, председатель тульского отделения «Деловой России»:
— Мы давно планировали, хотели организовать встречу с бизнес-сообществом тульского региона в ином формате, искали и обдумывали разные варианты. Сегодня мы, разумеется, не претендуем на проведение каких-то масштабных турниров, но считаем полезным всем вместе познать азы технологии развития мышления и моделирования решений в условиях неопределенности, очень близких сегодняшним реалиям.
Го — один из ключевых факторов, определяющих мировоззрение человека Востока. Когда-то это была игра императоров и элит Азии, сегодня ее начинают осваивать отечественные бизнесмены и политики. В Го играют председатель КНР Си Цзиньпин, руководители крупнейших компаний — Alibaba, Huawei, Samsung, Xiaomi.
Михаил Емельянов донес до участников правила Го. В распоряжении игроков имеется доска с 361 пересечением и 180 камнями. В начале игры поле остается пустым, игроки ходят по очереди, ставя камни на любой перекресток на доске, выстраивая позиции силы, одновременно стремясь окружить и захватить камни противника. Задача — огородить максимальную территорию и защитить ее от вторжений соперника. Игра заканчивается, когда не осталось возможности расширить границы своих владений, и вся территория поделена между игроками. На первый взгляд, правила кажутся простыми. Но куда сложнее стратегия, «зашитая» в Го. Считается, что комбинаций в игре больше, чем атомов в наблюдаемой Вселенной.
Твой проигрыш — только твоя ответственность, думай, как противник, будь миролюбивым до тех пор, пока на твою территорию не посягают — Михаил Емельянов на протяжении обучения игре параллельно раскрывал стратегические советы, применимые и к бизнесу. А заодно ответил на вопросы «Бизнес-журнала. Центр».
— Можно ли стратегию Го внедрить в ментальность россиянина? Скажем, способен ли русский человек стать китайцем по мышлению?
— Умение походить в чужой обуви очень полезно для любого человека, в том числе бизнесмена. В этом смысле посмотреть на мир глазами китайца — интересный и продуктивный опыт. Это не означает, что мы в себе должны провести какую-то перекройку, это больше похоже на шлем некой дополненной реальности, когда мы вдруг начинаем видеть идеи или подходы, которые раньше не рассматривали. Окунувшись в восточную философию и культуру, понимаешь, что в ситуации, в которой мы бы пошли на конфликт, можно договориться, а там, где спасовали, возможно, получилось бы заработать.
— Но русскому китайцем не стать?
— Не стать: мы более гибкие и открытые к восприятию нового, китайцы совсем другие. Посмотрите, культура Китая — это культура запоминания, работа с шаблонами, оттачивание этих шаблонов. Чтобы поступить в китайскую школу, надо знать наизусть 1000 иероглифов, у нас требуют, чтобы ты головой работал. Поэтому мы можем смотреть глазами европейцев, арабов, глазами китайцев — это одно из наших конкурентных преимуществ. Русские умеют делать бизнес со всем миром. Китайцы в этом смысле более закрытые. Их культура, в том числе Го, помогают эту закрытость преодолевать.