Владислав Шапша дал большое интервью председателю тульского отделения «ДР» Андрею Мазову
Председатель тульского отделения «Деловой России» Андрей Мазов пообщался с калужским губернатором Владиславом Шапшой как издатель «Бизнес-журнала. Центр».
Калужская область имеет все, чтобы уверенно себя чувствовать в самых сложных экономических условиях - общий вывод из большого разговора. Его главные тезисы публикуем ниже.
- Субъекты РФ равнялись на Калужскую область в инвестиционном плане, и одномоментно все меняется. Как регион отвечал и вот уже 2 года отвечает на вызовы?
- Калужская область была и остаётся в России лидером по привлечению инвестиций, по работе с инвесторами. За семнадцатилетний период привлечено 1,5 трлн рублей инвестиций, запущено больше сотни крупных иностранных предприятий. Это очень серьезные цифры.
У нас активно развиваются фармацевтика, электроника, сельское хозяйство, деревопереработка, бумажное производство и другие отрасли.
Нам пришлось достаточно много провести переговоров для того, чтобы определиться с судьбой этих предприятий и найти решения. Не секрет, некоторые из них поменяли собственников. Тот же производитель шин Continental перешел в холдинг S8. И таких примеров достаточно.

- Когда остановились все автомобильные заводы, было ли ощущение, что любое движение властей в ту или иную сторону может привести к непоправимым последствиям? Автокластер для региона традиционно — это все-таки очень большая часть экономики.
- У нас в лучшие времена до 30% объёма промышленного производства обеспечивались автомобильным кластером. Это 30 предприятий, а не три гранда — бывшие заводы Volkswagen, Volvo и Citroën. Это еще десятки смежных предприятий, обеспечивающих производство комплектующих. Они выстраивались под автомобильное производство, но развивались по-разному.
Параллельно вели работу по перезапуску ядра автокластера. В конце 2023 года заработали два предприятия.

Бывший завод Volvo теперь производит отечественные крупнотоннажные грузовики Kaluga Next машиностроительного предприятия «АМО». План на этот год – не меньше 2 тыс. машин. И мы в поиске партнеров, сотрудничество с которым позволит ещё больше увеличить объём производства. В планах выйти на максимальную мощность в 15 тыс. грузовиков. Дальнейшее увеличение производства потребует строительства уже новых корпусов. А на площадке ПСМА компания «Автомобильные технологии» запустила производство кроссоверов.
Очень непростым был поиск партнёров на завод Volkswagen. Сам завод огромный, но он по силам новому владельцу — компании с резервной мощностью производства 500 тыс. автомобилей.


- Калужская область самостоятельно борется за сохранение своего автокластера? Насколько федеральное правительство включено в этот очень сложный процесс?
- Мы в тесной связке с Минпромторгом. Представители министерства не раз приезжали на предприятия для того, чтобы увидеть все своими глазами. И были, кстати, удивлены, насколько нам удалось продвинуться в решении многих вопросов.

- А что сегодня составляет основу экономики Калужской области?
- У нас серьёзные налогоплательщики – компании пищевой промышленности. Если их агрегировать, получатся первые строчки наших доходов. Серьёзные средства в бюджет приносит металлообработка, производство компьютеров. В Калужской области есть достаточно успешный производитель компьютерной техники, к которому проявил интерес «Росатом», и мы рассчитываем на новые инвестиции, на увеличение роста производства в этом секторе. У нас хорошо развивается фарма. Особая экономическая зона «Калуга» является лучшей в стране - мы вместе с «Алабугой» делим первое место. Казалось бы, два кризисных года, вокруг нас санкции, всем достаточно непросто, а в ОЭЗ ППТ «Калуга» разместились 16 новых предприятий.